Наречение имен

Наречение имен
        У греков Н. и. происходило на десятый день после рождения. Греки имели только личные имена, к которым, однако, для лучшего различения прибавлялось имя отца либо в генитиве, либо в поэтич. контексте, с добавлением аффиксов — ides, — ios, например Themistokles Neokleus (сын Neokleus'a), у Гомера: Diomedes Tydeides (сын Tydeus'a). Имена были по большей части двукорневые (Megakles — обладающий великой славой), от них часто образовывались однокорневые краткие и ласкательные производные (Kleon, Nikias). Семантика имен была связана с др. аристократич. идеалами славы, войны, силы. Были распространены также имена-посвящения, производные от имен и прозвищ богов (Геродот, Аполлодор). Кроме двукорневых образований, имелись также изначально однокорневые имена, заключавшие часто насмешку над их носит елем (Simon — тупоносый). Как правило, считалось желательным передавать имя или его составную часть по наследству. Часто внук носил имя деда (так, оща и сына Перикла звали Ксантипп). В эпоху эллинизма сын часто получал имя отца, отдельные случаи такого рода встречаются и раньше (Демосфен, сын Демосфена). Для более точной идентификации к имени могло присоединяться сведение о происхождении лица, т. е. о городе, гражданином которого оно является (этника). В Афинах во время правления Клисфена добавлялось также указание на дем происхождения (демотика, например Paianieus — из дема Paiania). Женские имена также могли быть дву-(Kleobule) и однокорневыми (Philiste), к ним прибавлялось имя отца или супруга в генитиве. Рабы имели одно имя, внутр. форма которого указывала на несвободное положение и на происхождение. Римляне, через этрусское влияние, восприняли индоевроп. систему имен, восстанавливаемую по сохранившимся древнейшим надписям. Каждый римлянин имел в раннюю эпоху два, а позднее часто три имени (Gaius Sempronius Gracchus): личное имя (Praenomen), родовое имя (Nomen gentile) и наследств, прозвище (Cognomen). Это последнее могло отражать к.-л. признак внешности, характера, указывать на происхождение предка и передавалось по наследству внутри фамилии, например Flaccus — вислоухий, Afer–африканец. Иногда прозвища могло не быть (например, Marius, Antonius). Запас личных имен был крайне скуден (три из них представляли собой просто имена числительные). Всего имелось 19 имен (всегда писавшихся в сокращении): Aulus (Авл) — А., Appius (Аппий) — Арр., Gaius (Гай) — G., Gnaeus (Гней) — Cn., Decimus (Децим) — D., Flavius (Флавий) — F., Kaeso (Кезон) — К., Lucius (Луций) — L., Marcus (Марк) — М., Manius (Маний) — М., Mamercus (Мамерк)–Мат., Numerius (Нумерий) — N., Publius (Публий) — P., Quintus (Квинт) — Q., Sextus (Секст) — Sex., Servius (Сервий) — Ser., Spurius (Спурий) — Sp., Titus (Тит) — Т., Tiberius (Тиберий) — Ti(b). К трем рим. именам иногда добавлялось еще одно личное имя (Barbatus — бородатый). Имена могли передаваться посредством усыновления. В официальных документах к личному имени после буквы «f» (filius — сын) прибавлялся генитив имени отца и в некоторых случаях указывалась триба. Женщины носили родовое имя (Tullia), иногда с уточнением: Maior (старшая), Minor (младшая), Tertia (третья) и т. д. Иногда у женщин встречались личные имена. В эпоху Империи женщины носили также родовое имя и фамильное прозвище отца (например, Caecilia Metella). Вольноотпущенники принимали личное и родовое имя своего бывшего владельца, в качестве прозвища бралось прежнее, рабское имя. В императорском Риме, в особенности в знатных фамилиях, принято было иметь очень длинную цепочку имен, которая, за неудобопроизносимостью, заменялась к.-л. прозванием (Supernomen, Signum). Рим. структура имени: «личное имя–родовое (фамильное) имя» — принята в новое время у большинства народов. В наше время др. римлян называют либо по прозвищу (Цезарь), либо — реже — по родовому имени (Вергилий).

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. . 1989.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Наречение имен" в других словарях:

  • Наречение имен —          у греков Н. и. происходило на десятый день после рожд. Греки имели только личные имена, к к рым, однако, для лучшего различия прибавлялось имя отца либо в генитиве, либо в поэтич. контексте, с добавлением аффиксов. Семантика имен была… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Ирадж — Эрадж (Иредж, Ирадж, также Airij, Airik) герой иранской мифологии и эпоса, младший сын царя Феридуна и эпоним иранцев. Содержание 1 Образ в ранних источниках 2 Образ в «Шахнаме» …   Википедия

  • Клеваев, Вадим Михайлович — Вадим Клеваев Род деятельности: Искусствовед, художественный критик, преподаватель Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (НАОМА) …   Википедия

  • СТРУКТУРАЛИСТСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ — исследование библейского текста с помощью методов, выработанных структурализмом. Структурализм как сумма воззрений сложился во Франции в 60–е гг. 20 в., но имел ряд предшественников, в т. ч. и в отечеств. науке. Согласно взглядам ведущего совр.… …   Библиологический словарь

  • БЕСТИАРИЙ — Наречение зверей (Быт 2.19). Миниатюра из Бестария. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 5) Наречение зверей (Быт 2.19). Миниатюра из Бестария. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 5) [лат. bestiarium, bestiarius], средневек. жанр лит ры,… …   Православная энциклопедия

  • ИМЯ БОЖИЕ — [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… …   Православная энциклопедия

  • Русское личное имя — Святцы (Печатный двор, 1646 год) …   Википедия

  • ИМПЕРАТОР — [лат. imperator, от impero повелевать; в Византии со 2 го десятилетия VII в. в связи с отказом от латыни как офиц. языка имп. титул imperator заменяется греч. βασιλεύς; слав. «царь» от καῖσαρ], монарх, титул главы гос ва (империи). В Зап. Европе… …   Православная энциклопедия

  • ИМЕНА — И. в мифологии обозначают наиболее существенную часть мифологической системы персонажей мифов. Специфика мифологических текстов такова, что мифы без И. практически не существуют (исключая реконструкции мифов на основе памятников изобразительного… …   Энциклопедия мифологии

  • Ономатет — (др. греч. ὀνοματοθέτης  создатель или творец наименований)  представление мифологического или философского образа божества или человека, дающего и устанавливающего имена всему сущему, либо отдельным предметам или живым существам.… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»